Диспут

Тезисы Диспута, который я должен открыть сегодня (5-го апреля) в Центре изучения культуры Востока.
Цель и задачи диспута:
Определение Критерия Истинности. Или где кончается Наука Востоковедение. И начинается "китайщина!" ( "Отделить востоковедение от "китайщины" - академик-синолог Алексеев В.М. - прим. редакции)
Итак, поехали!

Господа!
По традициям Востока я должен был представиться в классической манере:
" Я, ничтожный червяк... такой-то!
Могут быть варианты: "Пыль на ветру!". "Скудоумный!" Не смею вдыхать аромат Вашей мудрости!"...
И т.д. и т.п.
К сожалению, многие "романтики Востока" именно так и поступают.
Но, как говорил Салтыков-щедрин: "И административному бегу придали бы направление вкось!"
И, как говорится, "есть жертвы!"
В добрые старые времена многие подписывали письма и официальные документы словами:" Ваш покорный слуга такой-то!"
Но никому и в голову не приходило сказать князю, или даже "простому отцу семейства":
" Эй, ты!" Или " Иди сюда!" только лишь потому что " тот сам себя так обесценил!"
Всем ясно, что это всего лишь " формула", привычная и удобная.
Но почему-то об этом забывают" самонадеянные любители активных действий", о которых так много писал и говорил академик Алексеев Василий Михайлович, что жил на Вас. острове недалеко отсюда.
Кстати, на доме, где он жил последние годы Жизни. недавно сняли мемориальные доски.
И через какое-то время уже никто и знать не будет ни об академике, ни о его вкладе в мировую науку синологию.
Печально, но факт.

Ещё трагичнее обстоит дело с " Обычным Восприятием".
Мало того, что нет до сих пор Энциклопедии Восприятия.
Мало кто задумывается даже о том, ЧТО мы видим, КАК мы видим,и почему йоги и буддисты упорно твердят нам об " иллюзорности" " Видимого мира!"
Многие воспринимают это как шутку, дань моде,или даже как очередной " загиб".
А много ли кто кроме психологов пытался ИЗМЕРИТЬ количественно, а не качественно, "Зазор" между тем. что есть. И тем, как нам кажется.
Многие воспринимают это с юмором.
А зря.
На стр.237 книги Фэн Цзицая написано:
" Северная школа Гунфу так называемого" Внутреннего" направления "
И большинство людей привычно скользят глазами по строчкам, так как привычка "не вникать!"... заложена нам ещё со школы.
А на самом деле?
Пол- планеты говорит " кун-фу!"
А многие даже " Кунг-фу".
А на Востоке, как Вы и сами знаете. от ПРОИЗНОШЕНИЯ меняется САМ СМЫСЛ Слова.
Вот ВАМ Уже НАЧАЛО Взаимного НЕПОНИМАНИЯ!
И что это такое " Внутреннее" направление?!.
......................... ............................... ..........................
А вот это оно и есть То, про что говорят немцы:" Da liegt der Hase in Pfeefer"...
" Тут лежит заяц в перце!"
Что " эквивалентно" нашему " так вот где собака зарыта!"...
......................... .................................... .............................

Именно с ЭТОГО МЕСТА, именно оттуда, где " зарыта собака" и " лежит заяц в перце" и начинается знаменитое китайское " И хау цянь ли"...
"Стреляя из лука, ошибаясь в ПРИЦЕЛЕ на волосок, промахнёшься стрелой на КИЛОМЕТР!"
Именно с ключевого слова " Внутреннее" и начинается Бег по кругу, бег по спирали ( хорошо ещё если НАРУЖУ!). Классический бег в " Беличьем колесе" накопления ошибок в один угол"...( Термин взят из станко строительной техники.)
............................. ................................. .............................

А дальше уж и совсем нехорошо.
Многие романтики строят себе ДОМИК, подгоняют его по фигуре. Живут в нём, удобно устроившись. И злобно плюются на всех, кто пытаются объяснить им ошибочность их поведения.
О чём и смеялся покойный академик Алексеев в книге " Китайские народные картины".
" Европеец забрался в сосуд, изготовленный из собственных предрассудков. Сидит в нём, глядя через мутное окошко, И всё что "не по нём, гневно отвергает как ему глубоко ненужное!" ( пересказ мой!")
Продолжение следует.

***307

Вчера в помещении Центра изучения культуры Востока состоялся 1й Диспут на тему:" Как отличить Востоковедение от " китайщины".
Теперь есть над чем подумать.
И есть что обсудить.
И есть с КЕМ обсуждать.
Квалификация оппонентов настолько высокая, что теперь смело можно сказать:" В Споре рождается Истина!"
Тем более, что спорили ПО ПРАВИЛАМ!
Без истерик, без " амикошонства" ("с бросанием графина в голову с явным намерением НЕ ПОПАСТЬ!". Куприн. " Дуэль?"). без надрыва! И без" эмоциональности!"
То есть как и подобает истинным Джентльменом, коим и является наш дорогой А.В.

308

***
Так всё-таки:
Как отличить Востоковедение от " Китайщины?!"
Какие Критерии Истинности!
И по каким правилам спорить, если у " Каждого СВОЯ Истина!"
И если каждый её ВЫСТРАДАЛ!...
................... ......................... .......................
На рисунке надпись:"Дедушке в день рождения от ученика.
Передавай и учи всему,что постиг сам.
Саша. 1989г."
.................... ................................. ........................
" Люди с Улицы" могут подумать, что это всё, что Саша узнал от меня.
Следовательно, я сам "не много стою!"
На самом деле это не так!
Саша окончил Институт авиа -приборо -строения. И его рисунок был намёком на его детские фантазии с которыми он безболезненно расстался. Но память о счастливом детстве осталась в душе как что-то тёплое и родное.
И мне очень приятно что занимался у меня " Человек-гора" Саша. Которого мы звали так за его кошмарные размеры ( как у борца Сумо.)
Тем более, что он занимался Дзюдо.
И имел неплохие результаты.
2.А сам рисунок, -Пример того, как легко попасть " ногой в ведро" поторопившись с " судом Скорым! И неправым!"
Продолжение следует.

309

***
Много написано о Востоке!
Ещё больше написано о Западе!
И сколько твердили нам, что " Запад и Восток никогда не сойдутся! ( Киплинг?)
А разве мы " не одной крови?!." ( " Маугли").
" А если нас ткнуть ножом, разве мы не вскрикнем от боли?
И разве у нас не потечёт кровь?!." ( Мой пересказ Шекспира.)
Итак. будем искать то," Что нас объединяет!
А не то, что нас разъединяет!"
Продолжение следует.

310

***
"Впервые я почувствовала. что стать востоковедом не так-то просто." стр. 86.
2." на уроках... мы узнавали, что в истории этого языка ещё много неизвестного, его доклассический период скрывался в тумане далёких бесписьменных времён.
Как и когда возникла человеческая речь?
Почему так изменились родственные языки?
Почему исчезли одни языки и появились другие?
Первые наивные вопросы будоражили воображение и подогревали желание доискаться каких-то ПРИЧИН ВСЕМУ ЭТОМУ."
стр.87.
3. Можно блестяще знать иностранный язык и совершенно не интересоваться Культурой народа.
И наоборот, можно совершенно не знать чужой язык.
И настолько понять ДУШУ народа, что преимущество это перед формальным переводчиком будет не просто очевидным. но и достаточно объективным.
Примеров этому множество.
4." Востоковедение сводится не столько к знанию языка, сколько к желанию через обычаи, культуру, поведение и внешность понять ДУШУ народа. И непохожесть его. Отличие его от других. пусть даже ближних соседей." ( мой некрасивый и несовершенный пересказ текстов академика Алексеева.)
дедушка.

***

"Духи Стихий":
" Кто дует Ветром перемен?!." ( Моё.)
...................... .......................... ......................

" Подлоги в Логике Востока".
1.Н.С. Хрущёв спрямлял русла рек.И это плохо кончилось, так как подземные воды всё равно" вернули всё на своё место."

"Упрощать" Логику Востоковедения безнаказанно не получится.
Мир захлестнули мутные воды низкопробных подделок и фальшивок вроде "американского ниндзюцу" и "европейского каратэ" ( что-то вроде " бокса ногами")
......................... .............................. .......................

" Нить Ариадны" хоть и не выведет нас из Лабиринта.Но она делает Человека Свободным!
................... ................................... ..........................

" Ломка стереотипов,-Главная Функция Науки.
Любое зацикливание заканчивается стагнацией!
И " китайщина".- самое яркое и нарядное проявление её.
Её способствует отсутствие Эмоциональной Культуры и аморфная пассивность ума.
........................... ...................................... .................................

Традиции Востока,-самое удивительное открытие Человечества.
С одной стороны это Статика в Чистом виде.Но неподвижность эта кажущаяся.Как катализаторы и ферменты...Которые с одной стороны не растрачиваются. И потому не "снашиваются!". А с другой стороны традиции, сдерживая Процессы Обновления, мягко сопротивляясь, рождают СИЛУ! ( Один из фундаментальных Законов Физики, Науки о природе!)
Эта кажущаяся "простота" сбивает с толка Поверхностного наблюдателя, не имеющего навыка " докапываться до корней" (" Ab ovo!"-" От Яйца!"-Как говаривали древние.)
И наоборот:Только такие мастера послойного анализа как Б.И Панкратов,В.А.Вельгус, Всев. Серг. Колоколов, Ольга Петр. Петрова-Коршунова могли проследить ВСЮ Динамику Процесса до самых его Истоков.
И это " абовное" Восприятие они завещали своим преемникам, которых всё меньше.так как Обществом правит теперь конформизм.
но, не будем брюзжать по-напрасну.
Восточная мудрость учит нас терпимости.А потому многократным усреднением по Методу Монте-Карло будем искать Общий Знаменатель,-Отправную Точку из которой "выросла" Вся мировая Культура БЕЗ ДЕЛЕНИЯ её на Западную.И Восточную.Что и подтверждается философией (" Любовь к Мудрости!") Китая, Европы и Африки.

Итак." Алфавиты Науки Востоковедения":

1.Самое Главное и Глубокое отличие Азиатов.-ЛОГИКА!
Именно здесь начинаются Трещины и Пропасти взаимного непонимания европейцев и китайцев. ЯПОНЦЕВ И АМЕРИКАНЦЕВ.

***

Диспут.- лат. " Спорить".
А вот что пишет мой любимый поэт Генрих Гейне:

"Диспут".
том 3 стр.140.

" Заливаются фанфары
В зале города Толедо,
Толпы пёстрые стеклись
На духовную беседу.
Тут оружье не заблещет,
Как при светской грубой свалке,-
Будут копьями слова
В схоластической закалке

То сошлись не на турнир
Два галантных паладина,-
Предстоит словесный бой
Капуцина и раввина...

...Подбирая аргументы
И логические звенья
И ссылаясь на учёных.
Вес которых-вне сомненья...
..........................

Так стоят, готовясь к бою,
Обе своры среди зала,
И столпившийся народ
С нетерпеньем ждёт сигнала...
...................................
Затрещали барабаны,
Затрубили трубы,-это
Значит, что открылись пренья,
Что схватились два атлета.

Францисканец начал диспут
В тоне ярости священной.
Хриплым голосом рычит он
И визжит попеременно...
.............................................
Что постигнуть это чудо
И поверить не на шутку
Может только тот, кто бросит
Вызов здравому рассудку...
............................
Так закончил он. Монахи,
Возомнив, что одолели,
Стали было для крещенья
Наполнять водой купели...
......................................
"Ты хотел во мне удобрить
почву Духа для посева.
Забросав меня навозом
Сквернословия и гнева.

На приёмах- отпечаток
Воспитанья и пошиба.
Не сержусь я, и по дружбе
Говорю тебе спасибо...
................................
Речь его- ночной горшок.
И к тому же не порожний.
....................................
Чем на споры время тратить.
Всех бы вас, я к пользе вящей,
На костре жарчайшем жарил,
Иль варил в смоле кипящей.

Так за веру и творца
Исступлённо бьются оба.
И конца не видно спору.
И не может стихнуть злоба.

Длится диспут целый день.
Но противники упрямы.
Очень публика устала,
И потеют сильно дамы.

Все придворные зевают
И клюют от скуки носом.
Наконец король к жене
Обращается с вопросом:

" Каково решенье ваше?
Чья религия мудрее?
Подаёте ли вы голос
За монаха.- Грамотея (!?.)

Донья Бланка на него
Посмотрела в размышленье
И, прижав ко лбу ладони.
так сказала в заключенье:

" Ничего не поняла
Я ни в той, ни в этой вере,
Но мне кажется что оба
Портят воздух в равной мере".

Генрих Гейне. том. 3. стр.153.
продолжение следует.


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.