Современный Шао-Линь...

Глава из книги "Китайская цивилизация как она есть"

КРУШЕНИЕ МИФОВ

 

Не будьте дураком!

Масутацу Ояма. Передовое карате

Что знает о Китае человек, совершенно этой страной не интересующийся? Правильно: кроме того, что там едят рис палочками и повсюду ездят на велосипедах, он точно знает, что Китай - колыбель так называемых "восточных единоборств". За последний десяток лет наши кино- и видеоэкраны просто переполнились желтолицыми и узкоглазыми людьми (гораздо чаще, чем белыми и мускулистыми), яростно дубасящими друг друга руками, ногами, а также прочими частями тела и повергающими - кого наземь, а кого в бегство - целые легионы противников. Последних обычно не жалко, так как выглядят они всегда очень стандартно и противно. Как говорится, "да, я убивал, но все они были плохими". Имена артистов - мастеров ушу (кунфу) - известны повсеместно, а фильмы-боевики с обилием рукопашных схваток по-прежнему волнуют воображение юношеской части зрительской аудитории.

 

Не могу не отвлечься немного для рассмотрения самого термина "восточные единоборства". Мне кажется, что это слово не вполне подходит для обозначения рассматриваемого нами предмета. Дело в том, что большинство боевых искусств Дальнего Востока (это, по-моему, гораздо более подходящее определение) создавались и развивались в качестве средства боя как с одним, так и с несколькими противниками, а нередко и как часть подготовки бойцов регулярных армий (на поле битвы, как известно, не до рыцарских поединков один на один). "Единоборства" же появились в нашем языке в связи с всеобщим превращением боевого искусства в спорт, поскольку на спортивной арене (татами, ринге, лэйтае, ковре) мы можем увидеть схватки только двух противников. Кстати, к великому сожалению, большинство современных школ и клубов боевых искусств уделяют основное внимание именно спаррингам "один на один", забывая, что в реальной жизни все происходит далеко не так, как в спортивном зале. И даже не так, как на площадках пресловутых "боев без правил", где у противников есть время вдоволь поваляться друг с другом на мягком полу.

На Западе, как известно, население "переболело" страстью к "искусствам-единоборствам" намного раньше, чем у нас (хотя в результате и не слишком поумнело). Причиной тому, как ни странно, было противостояние двух идеологических систем: в силу этого дальневосточные мастера появились прежде всего в странах Запада, в то время как у нас в те времена они напрочь отсутствовали (сейчас, конечно, в России кого только не встретишь). Впрочем, и в нашей стране "бум единоборств" если не приказал долго жить уже сейчас, то очень близок к этому. Экзотика приелась, к тому же вдруг выяснилось, что Брюсом Ли за пару месяцев не сделаться - и случайная публика исчезла из тренировочных залов. Кроме того, карате, кунфу и прочие виды дальневосточных "острых блюд" совершенно потеряли свое очарование запретного плода (бывшую статью бывшего УК все помнят?) и связанный с этим подпольно-романтический ореол. Сейчас в том, чтобы трижды в неделю отправляться на тренировку на другой конец города, а там полтора часа махать ногами и стучать по ветхому, дышащему на ладан мешку, никакой романтики нет. Осталась только самая сущность - тяжелая, сложная и в материальном смысле неблагодарная работа: для тренеров времена хорошего достатка, как известно, прошли, а спортсмен даже очень приличного уровня участием в соревнованиях ничего не заработает - с теннисом и хоккеем не сравнить. Есть, конечно, возможность применить полученные навыки в известном ремесле, что, может быть, обеспечит золотую гайку на палец, "мерседес" второй свежести и гарантирует место на "зоне" в недалеком будущем...

До сих пор отечественные любители восточных боевых искусств сохранили в неизменном виде непоколебимую уверенность в том, что настоящих учителей, владеющих л истинным мастерством, можно обнаружить только в соответствующих странах Востока: мастеров кунфу (ушу) - в Китае, карате - в Японии, таэквондо - в Корее, муай-тай - в Таиланде и т. д. Стоит только поехать туда да пройтись по улицам Пекина, Токио или Бангкока, как сразу найдешь с десяток школ, где мудрые седобородые учителя немедленно и за умеренное вознаграждение раскроют все тайны мастерства. А уж этот, как его там, Шаолиньский монастырь - просто мечта для всякого, кто следует по "пути воина". Словом, совсем как в кино...

И насчет кино скажу здесь пару слов. С течением времени выяснилось, что наши отечественные мифологизаторы ничуть не слабее своих заграничных коллег, только вот денег у наших несколько меньше, зато фантазия более буйная. Уже есть фильм о том, как простой российский парнишка отправился в Шаолинь набираться мудрости, был тут же принят и обласкан настоятелем, а затем на целый год удалился в пещеру Бодхидхармы для медитации и тренировок, после чего стал непревзойдённым мастером ушу, вернулся в Москву и, само собой, насмерть поубивал всех плохих мафиози из школы японского карате (главаря особенно долго мучил - ничего не поделаешь, закон жанра). Одно только непонятно: если тренироваться в одиночку, то чем, скажем, сарай на подмосковной даче хуже пещеры великого Бодхидхармы, который, к тому же, давно уже умер...

Время летит быстро, и не успели еще высохнуть чернила, коими были написаны, эти строки,,, как герой новой российской ушуистической киноподелки отправился все в тот же многострадальный монастырь. Пройдя там ускоренный курс обучения, он сдавал экзамен, сражаясь в монастырском подземелье (хотя для человека, мало-мальски знакомого с китайской архитектурой, сама идея существования такого подпола является абсурдной) с бойцами не менее грозными, чем он, сам. Вернувшись домой, парнишка до смерти "замочил" всех своих врагов (на сей раз из японской школы джиу-джитсу, сколько же их развелось, а?), но наиглавнейший мафиози, занимавшийся не только японской борьбой, но и загадочной "оптимизацией финансовых потоков", на сей раз был оставлен в живых. Напоследок, очевидно в назидание, ему была брошена многозначительная фраза: "Ушу не убивает!". Конец фильма.

Западные поклонники "восточных единоборств" тоже придерживаются мнения о том, что Китай - это кладезь знаний. Мне не один (и даже не десять) раз приходилось встречать в Китае худощавых юношей и девушек с горящими глазами, приехавших откуда-нибудь из штата Оклахома изучать тайное искусство, скажем, багуачжан к великому (и тщательно законспирированному) учителю ушу, принадлежащему к тридцать второму поколению очень знаменитых (и, как ни парадоксально, при этом чрезвычайно засекреченных) мастеров. Кстати, многие из таких искателей высшего мастерства после некоторого времени изучения "смертельных" и очень-очень тайных приемов (обычно от пары месяцев до полугода, на больший срок они почему-то не решаются) отправляются к себе домой и начинают зарабатывать неплохие деньги путем распространения "тайн Востока" в среде себе подобных легковерных романтиков.

Признаюсь, что и сам я поступал в свое время на Восточный факультет тогда еще Ленинградского университета не в последнюю очередь из-за своей горячей страсти к пресловутым "восточным единоборствам". Ах, ушедшая безвозвратно эпоха конца восьмидесятых! Полулегальные видеозалы, демонстрирующие плохо дублированные (хотя что там дублировать-то), нередко оборванные и крайне мутные копии гонконгских боевиков с очень секретным кунфу... Тренировочные "клубы" и "школы" карате и все того же кунфу (предполагалось, что "кунфу" и "ушу" - понятия совершенно разные), потихоньку выбиравшиеся из подполья, - выпущены-то они были, но тренеры по привычке пугливо оглядывались, входя в свои "школы": соответствующую статью УК тогда еще никто не отменял... Статьи Фомина и Линдера в журнале "Культурно-просветительная работа" - подписка на этот журнал, как я полагаю, в тот период лавинообразно увеличилась... И везде, повсюду и повсеместно: "смертоносное искусство", "шаолиньские монахи", "секреты китайских мастеров ушу", "яростный кулак", "змея в тени орла", "стиль пьяных богомолов" и прочее, и прочее. Вся эта китайская экзотика заставила некоторую часть советской молодежи просто окосеть от безграничной любви к великому искусству китайского ушу и загадочному Дальнему Востоку вообще.

Кстати, о терминологии (для читателя неискушенного). Понятие "ушу" переводится с китайского как "воинская техника" (не путать с "военной техникой") или, если позволить себе более вольный перевод, "искусство воина". По свидетельству историков, в древнем и средневековом Китае оно включало в себя множество различных аспектов: не только технику рукопашного боя, но и владение холодным (клинковым и метательным) оружием, а также стрельбу из лука, верховую езду, тактику сражения и т. д. В современном Китае от древнего "искусства воина" остался лишь один элемент: сегодня ушу - это спорт или даже, как было принято называть эту экзотическую штучку в первые годы ее распространения у нас, "спортивная гимнастика", в основе которой лежит техника рукопашного боя.

К сожалению (а может, и к счастью), современное ушу не имеет почти никакого отношения к реальной схватке и вряд ли поможет защититься даже от очень хилого или пьяного нападающего. Коммунистическое правительство Китая с помощью спортивных комитетов, комиссий, федераций и им подобных бюрократических органов за годы своего правления выхолостило из нового вида спорта все "последствия феодализма", то есть приемы, которые могли бы представлять какую-либо опасность в драке. Правила соревнований, методики тренировок и содержание комплексов формальных упражнений неизменно утверждались "наверху", а школам и клубам оставалось только следовать инструкциям мудрых вождей. Большинство мастеров ушу старой закалки, настоящие бойцы и хорошие наставники, сильно пострадали в годы "культурной революции", в результате чего значительная часть реальной традиции ушу была безвозвратно утеряна. Из тренировочного процесса было исключено самое главное: практика свободного спарринга, основа любого боевого искусства - от европейского фехтования до борьбы нанайских мальчиков.

В арсенале современного ушу остались красивые, но совершенно бесполезные танцы: высокие прыжки с разворотами, низкие стойки, громкие хлопки ладонями по стопам ног и т. д. (Читатель может увидеть все сам, сходив на ближайший турнир по спортивному ушу.) Надо заметить, что и на Западе, и у нас есть люди, упорно пытающиеся приспособить технику спортивного ушу к соревнованиям по свободному спаррингу. Разумеется, все эти попытки кончались, кончаются и будут заканчиваться полным фиаско. И дело здесь не в личной бездарности верных поклонников китайского спорта, а в полной непригодности приемов спортивного ушу для реального боя. Конечно, упорство популяризаторов ушу заслуживает настоящего уважения, вот только не хотят они понять того, что "кастрированием" боевого искусства, превращением его в декоративный танец в свое время занимались очень толковые, квалифицированные специалисты, ответственно относящиеся к своему делу.

Разумеется, в каждом стиле традиционного (настоящего) ушу существует такой наиболее важный раздел, как свободная схватка бойца с одним или несколькими противниками - саньда, или саньшоу ("отдельная, разрозненная техника" - иначе говоря, вычлененная из комплексов формальных упражнений). Именно эта квинтэссенция ушу и была полностью исключена по инициативе китайских властей из нового, "исправленного", "искусства воина".

Коммунистический режим, пожалуй даже более тоталитарный по своей сути, чем последняя китайская маньчжуро-цинская империя, имел все основания опасаться инакомыслящих. У потенциального противника необходимо было отнять опасное оружие, может быть, самое опасное - недаром ведь на Дальнем Востоке ушу, карате и прочие виды боевых искусств издавна называли "оружием, которое нельзя потерять". Но именно это и вынудили сделать.

Некогда школы ушу представляли собой не просто тренировочные клубы, в которые мог записаться любой человек "с улицы", заплативший за абонемент. Зачастую они являлись закрытыми или полузакрытыми организациями, в которых царили строгие правила и железная дисциплина, четкая иерархия и система ценностей, и там нередко занимались отнюдь не только маханием руками и ногами и разбиванием о голову черепицы. Отдельные организации были связаны с тайными антиправительственными народными обществами, а на некоторых этапах китайской истории (например, во время движения ихэтуаней на рубеже XIX-XX веков) они сами превращались в такие общества, переходили к активным действиям и колотили как правительственных чиновников и армию, так и иностранцев - вечных "козлов отпущения" в Китае. Совершенно очевидно, что такие "спортивные организации" представляли собой потенциальную угрозу для новой власти и были крайне для нее нежелательны.

С началом реформ в КНР и переходом к "политике открытости" свободный спарринг снова разрешили - сперва в виде эксперимента, а затем и более широко. Разумеется, схватку ограничили достаточным количеством правил и превратили в очередной вид спорта, очень напоминающий европейский кикбоксинг, но получивший гордое имя саньда. Официально это один из подразделов ушу, поэтому во время соревнований по спортивной гимнастике, которая в Китае громко называется "искусством воина", обычно проходят и бои по саньда. Очень показателен, на мой взгляд, тот факт, что техника, которую применяют бойцы, выйдя на лэйтай (специальный мягкий помост для проведения боев), ничуть не напоминает замысловатые бессмысленные кренделя, выписываемые разряженными в красивые разноцветные костюмы ушуистами-гимнастами. Но технической однородности приемов здесь, как и в кикбоксинге, не наблюдается: применяются любые разрешенные правилами компоненты различных стилей боевых искусств, которые могут быть с выгодой использованы в схватке.

Несмотря на богатый технический арсенал и разнообразие стилей, когда-то присущие традиционному ушу, китайским спортсменам и тренерам пришлось осваивать искусство боя практически с нуля. В дело пошли элементы техники английского бокса, карате, дзюдо, а в самое последнее время - таэквондо. Зауважали китайцы и тайский бокс, хотя здесь они регулярно проигрывают, несмотря на жульничество судей и прочие титанические усилия. Впрочем, явно синкретический характер нового спортивного единоборства (именно спортивного) не мешает китайцам гордо именовать его "китайским кунфу". На вопрос, что же в нем собственно китайского, следует стандартный ответ: "Китай - родина всех боевых искусств". Стало быть, ни в одной другой стране люди никогда не дрались друг с другом - сидели, значит, и ждали великих китайских учителей...

Итак, в саньда практически ничего не осталось от традиционного ушу, оно имеет мало общего с ушу спортивным, а от европеизированного кикбоксинга отличается только применяемым защитным снаряжением и (незначительно) правилами боев. Неудивительно, что центры изучения саньда в Китае - это не таинственные подпольные школы в горных деревнях (которые иногда можно увидеть в видеофильмах), а напрочь лишенные восточной экзотичности спортивные вузы в крупных городах - Пекине, Шанхае, Ухане (в этом городе и был начат эксперимент по преподаванию саньда).

Спортивное гимнастическое ушу также изучается главным образом в учебных заведениях, в том числе в средних школах. Больно бывает смотреть на упитанных школьников, одетых в засаленные спортивные костюмы с замызганными пионерскими галстуками, которых преподаватель, пыхтя и кряхтя, пытается поставить в какое-то подобие ушуистской стойки, но, как правило, не очень в этом преуспевает. Поистине, для современных "тепличных" китайских детей даже спортивный вариант "искусства воина" - не самый подходящий вид деятельности.

Когда-то я имел возможность лицезреть подобные тренировки каждый день, ибо школьная спортивная площадка располагалась как раз под, окнами нашего шанхайского офиса. В свободное от ксерокса, факса и пересчитывания баксов время я подходил к окну и, размешивая кофе, смотрел вниз, на творящееся там безобразие...

Как-то раз мы, забрели во Дворец ушу, что на углу улиц Дундань и Чананъцзе в Пекине. Скоро должна была начаться тренировка, и родители, доставившие своих чад в спортивный зал, начали их переодевать. Зал был, по нашим понятиям, достаточно теплым, но на несчастных ребятишек безжалостно намотали несколько слоев одежды, включая шерстяные кальсоны и свитера. Началась тренировка - и сразу стало видно, насколько неудобно детям двигаться во всем этом обмундировании, какие некоординированные у них движения, до чего они ленивы, как им не хочется заниматься спортом. И самое главное - было очевидно, насколько тренеру на все это наплевать.

Может быть, мы найдем кладезь истинного мастерства в знаменитом Шаолиньском монастыре, столь прославленном многими книгами, фильмами и легендами? Ага, давайте поищем!..

Сначала нам нужно будет добраться из Пекина до Чжэнчжоу, административного центра провинции Хэнань, или Лояна - одной из древних столиц Поднебесной империи, города, самого по себе крайне интересного для путешественника. Там садимся на автобус или "маршрутку" и отправляемся в Дэнфэн - ближайший к знаменитому монастырю уездный центр. Кстати, за те десять лет, в течение которых через Дэнфэн ездят туристы, жаждущие встречи с тайнами ушу и чань-буддизма, этот населенный пункт превратился из маленькой, грязной, убогой деревни во вполне цивилизованное место: попав туда в 1997 г. после большого перерыва, я с трудом смог узнать его улицы (людей-то узнал довольно быстро). Новые, современные дома, прекрасный асфальт, какой-то местный то ли театр, то ли дом культуры, размерами напоминающий Колизей... Куда делись грязь, бедность и запустение?

Последняя пересадка - и через пятнадцать минут вы подъезжаете, наконец, к святая святых "восточных единоборств". Вывески, которыми пестрят окрестные здания, говорят о том радостном факте, что школ боевых искусств здесь превеликое множество. А вот и сам очаг чань-буддийской культуры призывно выставил из-за деревьев свои загнутые крыши из глазурованной черепицы. Да-да, именно к нему направляются все эти толпы туристов с фотоаппаратами и видеокамерами. Настал "момент истины"?

Искренне желаю вам пережить эти мгновения. Но сомневаюсь, что чувство радостного благоговения надолго сохранится у вас в душе, а черная тень разочарования не омрачит ваше чело. Сам монастырь, конечно, очень красив и экзотичен (хотя и похож как две капли воды на любой другой китайский буддийский храм), но не ищите здесь ничего старинного, "настоящего" - бедняге сильно досталось и в годы войны с японцами, и во времена "культурной революции", так что для туристов пришлось восстанавливать все по кирпичику. Есть тут и монахи (толстые и невежливые), но они появились в Шаолине сравнительно недавно, в конце семидесятых - начале восьмидесятых годов прошлого века. Так что на самом деле перед вами типичная, хотя и довольно приличная, бутафория. Впрочем, многие визитеры воспринимают эту действительность по принципу "Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад". Может быть, они совершенно правы, ведь жизнь без таинственных, экзотических монастырей невероятно скучна...

"А как же школы ушу, о которых автор только что упомянул?" - спросит внимательный читатель. "А никак, - отвечу я ему, - школы как школы..." В большинстве своем эти учебные заведения являются обычными спортивными интернатами, где обучаются детишки практически со всего Китая. Детей сюда привозят родители, насмотревшиеся по телевизору красивых, с их точки зрения, боевиков и желающие, чтобы их отпрыски постигли древнее китайское искусство, при этом готовые заплатить за это удовольствие кругленькую сумму. Занимающихся здесь действительно много. Попав в Шаолинь десять лет назад, мы были поражены масштабами проводимых тренировок: представьте себе огромное поле размерами где-нибудь пятьсот на пятьсот метров, на котором одновременно тренируются многие сотни детей. Кто-то явно делает только первые шаги в ушу, а кое-кто уже довольно осмысленно размахивает мечом или копьем, некоторые отрабатывают удары по макиваре - и все это, естественно, под руководством нескольких десятков тренеров и их помощников.

За прошедшие годы количество занимающихся, как и число конкурирующих между собой школ, значительно увеличилось. Еще бы, ведь спрос рождает предложение, и теперь учеником легко может стать любой иностранец, даже давно вышедший из детского возраста, главное - успевай платить деньги. Будьте уверены, обучение в такой школе иностранцу обойдется раз в десять дороже, чем китайцу. Но вот только стоит ли овчинка выделки?

Во-первых, единственное "шаолиньское" во всех этих спортивных школах - географическая близость к знаменитому монастырю, что непременно отражено в двух иероглифах, присутствующих в названии. Как вы правильно догадались, это иероглифы "шао" и "линь".

Во-вторых, предметом изучения во всех шаолиньских учебных заведениях является исключительно спортивное ушу - все те же раз и навсегда утвержденные китайским правительством и бессмысленные с практической точки зрения гимнастические комплексы, все тот же стандартизированный, как монетка достоинством в один юань, тайцзицюань, все то же знакомое нам саньда, в котором и китайского-то почти ничего не осталось. Добавлю, что весь этот "джентльменский набор" преподается отнюдь не самыми лучшими в своем ремесле специалистами, до перехода количества в качество еще очень далеко, хотя количество год от года возрастает в геометрической прогрессии.

В-третьих, легендарный Шаолиньский монастырь уже давно перестал быть центром изучения боевых искусств и постижения чань-буддийских истин. Современные монахи не имеют ничего общего с летающими монстрами в рясах из гонконгских боевиков; говоря же о вопросах религиозных, нужно отметить, что нынешние (настоящие) обитатели монастыря исповедуют Цзинту (Учение Чистой земли), а вовсе не чань. Если же считать монахами обряженных в рясы немногочисленных членов известной "шаолиньской" шоу-группы, разъезжающих по разным странам и разбивающих на своих головах стопки черепицы и кирпичи, потешая невзыскательную публику, то тогда можно полагать, что шаолиньское ушу все же имеет достойных последователей. Правда, есть кое-какие сомнения насчет того, является ли публичная порча строительных материалов признаком истинного мастерства и тем более принадлежности к древней китайской традиции. Можно ведь взять десяток наших десантников, побрить их наголо, вырядить в желтые балахоны и с успехом выдать за шаолиньских монахов - они тоже неплохо ломают на голове кирпичи...

Пожалуй, единственное, что может дать поклоннику "восточных единоборств" обучение в шаолиньской местности, - возможность сказать потом: "О-о-о, я тренировался в САМОМ Шаолине..." Кстати, там развелось немалое количество шарлатанов, которые могут выписать любому желающему удостоверение шаолиньского монаха, разнообразные дипломы, сертификаты и справки, а оплата - по таксе. Поэтому некоторые счастливчики, посетившие уезд Дэнфэн, впоследствии имеют возможность не только похвастаться перед друзьями и род"-ственниками фактом визита в обитель, но и потрясти при этом в воздухе очень убедительными "корочками", опоясавшись красивым цветным поясом (с недавнего времени в ушу введена поясная система - наподобие той, что используется в карате и таэквондо). По данному поводу не могу не вспомнить справедливые слова Брюса Ли о том, что без практического умения пояс годится только для поддерживания штанов...

Китайская цивилизация как она есть/ В.В. Ульяненко, К.В. Лучкин, С.Ф. Лейкин, О.А. Французова. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2005.


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.